| "Трудоустройство инвалидов"Напомним, что признание лица инвалидом осуществляется при проведении
медико-социальной экспертизы, в результате комплексной оценки состояния
его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.
Человеку может присваиваться I, II или III группа инвалидности в
зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения
жизнедеятельности. Лицам в возрасте до 16 лет устанавливают категорию
«ребенок-инвалид».
Многочисленные меры социальной поддержки инвалидов прописаны в законодательных актах различных отраслей отечественного права.
Одним из самых значимых условий полноценной жизни человека является
возможность работать и зарабатывать себе на жизнь. Труд – не только
способ экономически обеспечить жизнь, но и возможность находиться в
коллективе, проявить свою индивидуальность и одновременно чувствовать
себя на равных с другими людьми.
Льготы в сфере трудового законодательства позволяют инвалидам
осуществлять свое право на труд без дальнейшего ухудшения здоровья.
Условия труда инвалидов регулируются Федеральным законом о «О социальной защите инвалидов в РФ».
Инвалид имеет право:
– на необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации, независимо от формы собственности организации, в
которой он занят;
– для инвалидов I и II групп должен быть установлен сокращенный рабочий
день (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда.
Кроме того, предоставлен ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней;
– привлекаться к сверхурочной работе инвалид может только по
собственному желанию, при условии, что такая работа разрешена ему по
медицинским показаниям.
Для облегчения трудоустройства людей с ограниченными возможностями, государство
разработало перечень профессий, которые позволяют инвалидам закрепиться
на рынке труда. Например, библиотекарь, архивариус, закройщик, кондитер,
лаборант, лифтер, маникюрша, обувщик и другие.
Другая важная государственная мера – установление квот (минимальное
количество рабочих мест) для приема на работу граждан, которые нуждаются
в социальной защите.
Но, если ранее эта квота составляла не менее 3 % от среднесписочной
численности работников, которых должен трудоустроить работодатель, то
теперь количество рабочих мест для инвалидов допустимо от 2 % до 4 %.
Кроме того, раньше, в случае невыполнения квоты для приема на работу,
работодатель выплачивал средства в фонд центра занятости с целью
создания новых рабочих мест для инвалидов. Теперь же квота
устанавливается местными властями субъектов РФ, и соответственно туда же
идут денежные компенсации невыполнения квот.
Однако условие обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов не решает сложной ситуации, которая сложилась в реальности.
Она особенно обострилась в условиях спада производства, массового
закрытия спецпредприятий и увеличения числа частных фирм. Поэтому
вакансий, соответствующих возможностям ограниченных в трудоспособности
людей, все меньше. С целью возвращения инвалида к нормальной, трудовой
жизни федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы даются
рекомендации такого типа: «противопоказан тяжелый труд, нетрудоспособен в
обычных производственных условиях». Однако на деле это мешает
трудоустройству инвалида, так как подобрать вакансию с учетом подобных
условий очень проблематично. И поиск работы превращается в формальность.
Причиной, препятствующей конкурентоспособности инвалидов на рынке труда,
являются и барьеры инфраструктуры: трудности с транспортировкой к месту
работы, часто отсутствие необходимых технических приспособлений, тех же
пандусов.
Таким образом, социальное признание инвалидов, несмотря на защиту
федерального законодательства, затрудняется из-за целого комплекса
проблем.
| |